Онлайн-аптека: быть готовым.

Несмотря на то что правительство одобрило законопроект «О дистанционной розничной торговле лекарственными препаратами», который вступит в силу 1 января 2018 года, до сих пор нет ясности в регулировании критически важных моментов. Возникает много вопросов: будут ли специальные требования для интернет-площадок и какие, какие будут требования к доставке: обязан ли доставить лекарство провизор или обычный курьер, а необходимые консультации будут оказываться на сайте в момент оформления заказа. В дистанционной продаже лекарств главным фактором будет комбинация «цена – скорость доставки». Нужно понимать, что мгновенных изменений на рынке не произойдет – стоимость доставки будет влиять на итоговый чек. Аптеки не должны занимать оборонительную позицию, потому что дистанционная продажа – это тоже канал продаж. Важно заранее начать готовиться к работе с новым каналом.

Подготовка к продажам в Интернете 
Аптеки могут повышать операционную эффективность своего бизнеса самостоятельно, внедряя уже существующие решения для интернет-магазинов, или воспользоваться специализированными решениями для аптек, которые предоставляют в рамках сотрудничества с аптечными ассоциациями или разработчиками программного обеспечения для аптек. Примеры таких решений: «Ваш провизор», АСНА. 
 

Клиентский опыт в Интернете 
У покупателей уже есть привычное представление о процессе онлайн-покупки. Наиболее удобной формой заказа может быть заказ через мобильное приложение или сайт на смартфоне. Он всегда с собой, и именно мобильные продажи показывают рост на российском ecommerce-рынке. По данным PayPal и DataInsight, 36% россиян хотя бы раз покупали со смартфона. Как только законодательно разрешат интернет-торговлю лекарствами, то появятся и первые игроки, продающие лекарства таким способом, – это со временем изменит потребительские ожидания от аптек, и аптеки потеряют часть своих офлайн-продаж. Аптеки, которые раньше адаптируются к новым условиям, получат конкурентное преимущество перед другими аптеками в своем районе. 

Организация удаленных консультаций 
Консультация может быть реализована в форме чата, в том числе с участием специализированного бота, умеющего отвечать на типовые вопросы и переключающего запрос на живого фармацевта в случае необходимости, или в форме телефонной беседы. Программный ассистент или бот может провести анкетирование, задав покупателю вопросы, необходимые для однозначного понимания отсутствия противопоказаний в применении, и по итогам предложить несколько подходящих препаратов на выбор или альтернативу изначально запрошенному покупателем препарату. Так же как и во врачебной практике, такие программы предназначены для ускорения обработки информации и поддержания информации в самом актуальном состоянии. 

Доставка 
Сохранность при транспортировке и температурный режим можно обеспечить с помощью термокейсов или портативных холодильников, в курьерских автомобилях могут быть установлены полноценные системы хранения. Здесь нет технологической проблемы. Экономически выгоднее, чтобы курьер был специалистом по доставке, а не фармацевтом. Все консультации можно провести дистанционно и получить формальное подтверждение от покупателя, что он был проинформирован об условиях хранения, противопоказаниях, ознакомился с лицензией на препарат. Программные ассистенты позволят избежать человеческого фактора, когда фармацевт что-то забыл и не сказал покупателю. 

Вместо вывода
По оценке IPT Group, объем продаж фармацевтических товаров через Интернет в течение года после снятия запрета на дистанционные продажи составит от 16,5 млрд до 37,5 млрд руб. Для сравнения: объем коммерческого сектора ЛП в 2016 г., по данным DSM Group, составил 806 млрд руб. При этом дистанционные продажи с самовывозом будут приводить покупателей на территорию аптеки, как сейчас происходит с заказами «Здравсити» и Apteka.ru. Если вы готовы продавать через Интернет, но не готовы доставлять – начните работу только с самовывозом. Определенную часть покупателей такой подход тоже устроит. Продажи самовывозом могут стимулировать дополнительные продажи.

Борис Городецкий, генеральный директор сервиса «Ваш провизор»

Алёна Гурдина, юрист BrandMonitor:
Аптекам, которые планируют торговать дистанционно, следует посоветовать следующее.
1. Соблюдать общие требования к фармацевтическим организациям. К дистанционным аптекам предъявляются те же правила, что и к обычным. Любая аптека должна иметь лицензию. Помещение, оборудование, уровень образования работников аптеки должны соответствовать установленным требованиям. 
2. Соблюдать надлежащие условия хранения и транспортировки. Дистанционная торговля предполагает доставку, поэтому аптека должна обеспечить надлежащие условия хранения и транспортировки лекарств. 
3. Торговать только безрецептурными лекарствами. Новый закон легализует дистанционную торговлю безрецептурными препаратами. Онлайн-продажа лекарств, которые выдаются только по рецепту врача, будет являться нарушением. Вместе с тем разработка и внедрение системы электронных рецептов, введение с 2019 года обязательной маркировки лекарств и новый порядок фискализации операций в Интернете позволят полностью контролировать дистанционную продажу рецептурных лекарств. Поэтому, возможно, скоро будет легализована и она. 
4. Разместить на сайте актуальные данные. Сайт должен содержать юридическую информацию об организации: название, адрес, ОГРН/ОГРНИП, ИНН, информацию о лицензии, режим работы и т.д. Нарушение этих требований влечет за собой административный штраф, а по Закону об обращении лекарственных средств сайт нарушителя может быть заблокирован в досудебном порядке.

Сергей Кобызев, технический директор группы компаний ContentHub:
На что обратить внимание при создании сайта?
Для эффективной продажи товаров в Интернете необходимо грамотно сформировать онлайн-витрину. По данным международных исследований, товарный контент напрямую влияет на количество покупок. В случае продажи лекарственных средств через Интернет большую роль играют фотографии, текстовые описания, включающие в себя набор показаний, противопоказаний и фармакологических свойств. При формировании онлайн-витрины важно обратить внимание на следующие факторы. 


1. Структура категорий 
При построении структуры полезно представить, как покупатели ищут тот или иной товар, и постараться подстроить категории и их названия под ожидаемое поведение. Для того чтобы посетителям интернет-аптеки было удобно изучать ассортимент и находить нужные товары, необходима разбивка на категории, например, лекарства от простуды стоит объединить в один раздел каталога. Когда категорий становится много, их нужно группировать по логическим принципам, например, все категории лекарств объединить в группу «Лекарственные средства». Если групп категорий становится больше 10, их также стоит объединять в витрины, например «Средства гигиены» или «Товары для мам». 
2. Таблица характеристик и свойств товара
Многим пользователям важно знать характеристики товара перед его покупкой, особенно если речь идет о лекарственных средствах. Отсутствие характеристик вынуждает посетителей уходить и искать их на других сайтах. Но если на странице товара есть нужная информация, пользователи могут зайти на сайт для изучения и в итоге сделать покупку. Поэтому важно составить подробную и структурированную таблицу с информацией о характеристиках и свойствах товара. 
3. Фотографии
Без набора качественных фотографий продавать товары в Интернете практически невозможно. Покупателю необходимо визуализировать то, за что он собирается заплатить деньги. Лучше фотографировать товары самостоятельно, чтобы сформировать консистентный (равномерный) набор фото для каждого продукта. Товары одной категории, сфотографированные в одинаковом ракурсе, создают у покупателей положительное впечатление о сайте. Кроме того, собственный фотоконтент положительно влияет на поисковую оптимизацию (SEO). Конкретная интернет-аптека будет являться первоисточником каждой фотографии, и поисковые системы воспримут их копии на других ресурсах как ссылки. 
4. Текстовое (маркетинговое) описание товара
Текст на странице товара – возможность донести до покупателя его ключевые преимущества и рассказать об особенностях использования. Уникальные текстовые описания также хорошо влияют на SEO, что повышает позиции сайта в поисковой выдаче по соответствующим запросам.

Источник: http://www.a-delo.ru/articles/310-onlajn-apteka-byt-gotovym.html 

https://drive.google.com/file/d/1z9QNIzxkLniJDHm2YiUZSKpS7MHzUNpk/view 

Читайте также
На крупнейших азиатских онлайн-площадках появились российские павильоны
На крупнейших азиатских онлайн-площадках появились российские павильоны
№1 (15.02.2018)
Российский экспортный центр открыл 5 Российских Павильонов на популярнейших маркетплейсах в Азии: Tmall, JD, 1688, Lazada и Rakuten. Одним из наиболее простых и быстрых способов начать экспортную деятельность ...
3D-модели товаров на сайте Эльдорадо увеличивают конверсию до 30%
3D-модели товаров на сайте Эльдорадо увеличивают конверсию до 30%
№2 (15.02.2018)
Карточки товаров с 3D-просмотром повышают время нахождения на сайте и снижают процент отказов. Сеть магазинов бытовой техники, электроники и товаров для дома «Эльдорадо», входящая в ПФГ «САФМАР» Михаила Гуцериева, подводит итоги работы собственной 3D-фотостудии.
Онлайн-магазин одежды Wildberries запустил продажи еды
Онлайн-магазин одежды Wildberries запустил продажи еды
№3 (15.02.2018)
Онлайн-ритейлер Wildberries с 2018 года начал продажи детского питания, рассказала «Ведомостям» директор по развитию ассортимента интернет-магазина Золина Саральпова. Одна из основных групп целевой аудитории Wildberries — это мамы, поэтому детское питание удачно дополнит основной ассортимент, пояснила Саральпова.